Новая евромаркировка шин: евроэтикетки 2021

Categories: О шинах

Первого мая 2021 года в Европе введена в действие новая система маркировки шин, которая предоставит потребителям более полную информацию о свойствах конкретных моделей.

Новые евроэтикетки образца 2021 по-прежнему предоставляют базовую информацию с показателями шин (её указывают производители и она может не совпадать с результатами, полученными в ходе независимых тестов шин). Вместе с тем на них появились несколько интересных дополнений. Впрочем, новая евромаркировка, не успев появиться на прилавках, уже вызвала критику в свой адрес.

Что меняется в евромаркировке шин в 2021 году?

На новых евроэтикетках (по сравнению со старыми этикетками, действовавшими последние 9 лет) изменён дизайн, добавлена информация о бренде, названии модели и типоразмере шин, выделен артикул и QR-код.

Помимо этого упрощена классификация сопротивления качению и характеристик торможения на мокрой дороге, а уровень шума будет отображаться в как в децибелах, так и буквах (A, B или C).

С мая 2021 года новые евроэтикетки станут доступны и для шин, предназначенных для тяжёлых коммерческих автомобилей (класс C3). А вот шипованные шины, как и шины с восстановленным протектором пока обойдутся без евромаркировки образца 2021 года.

Еврорегуляторы вспомнили про зимние шины

Помимо привычной информации об уровне сцепных свойств шин на мокрой дороге, энергоэффективности и шума, евромаркировка шин образца 2021 года даст возможность узнать соответствуют ли сцепные свойства выбранных шин на снегу стандартам ЕС, а также обеспечивают ли они необходимый уровень сцепления на льду в соответствии с новым стандартом ISO.

Для шин, эксплуатация которых возможна зимой, в нижней части этикетки будут добавлены иконки, обозначающие уровень сцепления на снегу — пиктограмма 3PMSF (гора с тремя вершинами и снежинка на её фоне) и на льду — пиктограмма Ice Grip (гора с обледеневшим пиком). Комбинация этих символов подскажет потребителю как со снегом и льдом справится шина.

I — уровень шума, II — символ 3PMSF, III — символ Ice Grip


Сдвиг шкалы оценок (A-E)

На новых этикетках оценки от A до C останутся без изменений. Однако шины классов C1 и C2 (для легковых автомобилей и фургонов соответственно), ранее отнесенные к классу E по сопротивлению качению и сцеплению на мокрой дороге, перейдут в класс D, который ранее был пустым. А шины, ранее представлявшие классы F и G, будут отнесены к классу E. Благодаря этому новшеству градация шин будет более чёткой и простой в интерпретации. Но именно это упрощение и вызвало в свой адрес критику.

QR-код и публичная база данных EPREL

Потребители смогут загрузить дополнительную информацию о каждой шине, отсканировав QR-код, расположенный в правом верхнем углу этикетки. QR-код содержит ссылку на базу данных EPREL (аббр. от European Energy Label Register), где находится информационный лист продукта.

На листе продукта показаны все значения этикеток для конкретной шины, а также начало и конец производства этой модели, говорит технический специалист Shina Guide. Все информационные листы продукта, а также присвоение соответствующего класса этикеток, вносятся в базу данных EPREL индивидуально производителем шин.

Причины введения новых евроэтикеток шин в 2021 году

Новая евромаркировка шин призвана помочь покупателям в ЕС выбирать более экономичные шины, а также получать информацию о тормозных свойствах.

Как для конечных пользователей, так и для операторов автопарка выбор шин с более низким сопротивлением качению может означать значительную экономию затрат на топливо, а также более низкие выбросы CO2.

В конечном итоге, по задумке регуляторов ЕС, точная информация о сцеплении на мокрой дороге повысит безопасность дорожного движения, а информация о шуме минимизирует шумовое загрязнение от дорожного движения.

Критика

Фридрих Эппель (Friedrich Eppel), эксперт австрийского автомобильного клуба ÖAMTC, раскритиковал новую евромаркировку за поверхностность:

«В независимых тестах шины оцениваются приблизительно в 12 дисциплинах, а результаты замеров не огрубляются до пятибальной шкалы и часто приводятся с точностью до сантиметров, долей секунд или баллов».

Также Фридрих Эппель критически относится к тому факту, что производителям всё ещё слишком легко добиваться высоких классов евромаркировки для своих шин: «Соответствующее ужесточение и создание классов выше «A», например, «AA» или «A+», были запланированы, но по итогу не были утверждены для новой евромаркировки».

Кроме того, на этикетке указаны всего лишь пять классов: оценки в классах от A до C останутся неизменными. Поэтому автомобильные шины, которым ранее были присвоены классы «E» или «F», переместились на ступеньку вверх, к классам «D» и «E» соответственно. Это означает, что вырастет привлекательность более слабых моделей для потребителей.

«Хорошим подходом стало бы указание пробега шин на этикетке в будущем. В конце концов, это важный аспект для окружающей среды и экономики», – говорит Эппель. — Однако до сих пор неясно, как это можно реализовать, потому что реалистичный метод испытаний, подходящий для маркировки шин, все ещё разрабатывается».

Не менее важным является и изменение характеристик шин по мере износа. Ведь все приведенные на евроэтикетке параметры применимы только к шинам в новом состоянии. А по мере использования (и даже хранения) характеристики шин изменяются.

Так или иначе потребители по-прежнему будут получать исчерпывающую информацию только через независимые тесты шин, а к данным евроэтикеток обращаться уже в случае отсутствия таковых для модели.

Источник: Марта Шангина, Shina.Guide